Новости комплекса

НОВОСТИ
Пространство познания и игры

В лаборатории #ЗнайЧитай, работающей в Тульской областной детской библиотеке, дети и подростки знакомятся с историей письменности, фольклором, главными тульскими символами.

Лаборатория #ЗнайЧитай – проект Российской государственный детской библиотеки, который реализуется в регионах в рамках Национального проекта «Культура». С сентября по декабрь сотрудники Тульской областной детской библиотеки проводили занятия по программам «Детский фольклор: читаем, играем, творим», «Загляни в историю письменности, или Откуда началась книга», «Открываем в сказку дверь», «Тулология».

На семейных встречах, посвящённых фольклору, дети знакомились с малыми жанрами народного творчества: колыбельными, приговорками, закличками, пословицами, загадками, скороговорками, небылицами, а также говорили о старинных игрушках. Материал закрепляли при помощи русских народных игр, в которых надо было проявлять и сообразительность, работали с предметным наполнением лаборатории и с книжными иллюстрациями. Традиционно каждая встреча завершалась мастер-классом.

На занятиях «книжного» цикла изучали историю материалов и предметов для письма, а также элементы книги. Что общего между глиняной табличкой и современным глянцевым изданием? Чем писали разные народы? сложно ли примерить на себя роль первопечатника? Ученики разных центров образования узнали ответы на эти вопросы, а также разгадали кроссворды и решили ребусы, попробовали, каково это – писать гусиными и стальными перьями, на восковой табличке и на бересте, сделали книжку-карусель «Сказки народов России», книжную закладку-уголок и мини-книжку с обложкой в технике оригами. Завершился курс большой интеллектуальной игрой, посвящённой криптографии.

Вместе с детьми с ОВЗ в лаборатории продолжили знакомство с миром сказок: читали осенние и зимние истории, разыгрывали отрывки в магнитном театре. Обязательный элемент таких программ – объяснение и подробное проговаривание сюжета, речевых оборотов. Это способствует развитию монологической и диалогической речи, тренирует память. На творческой части занятий, отведённой под пескографию, можно было дать волю фантазии.

Краеведческие встречи были посвящены тульским брендам: в рамках программы «Тулология» говорили о самоварах и пряниках, оружейном деле и глиняных игрушках. Узнали, когда и при каких обстоятельствах появился Тульский оружейный завод, какие легенды с ним связаны, вспомнили имена известных оружейников. На мастер-классах раскрашивали модели печатных пряников, делали открытки и стенгазеты.

Все программы продлены на 2024 год – но добавятся и новые. Цикл «Буквенный цифирь, или Как люди записывали числа» познакомит школьников с историей цифр и систем счисления, а на семейных литературно-творческих занятиях «Жили-были…» детям и родителям расскажут о русской народной сказке.