В 2023 году Ежегодный фестиваль "Гутенберг отдыхает", совместный проект Регионального библиотечно-информационного комплекса и творческого индустриального кластера "Октава", был посвящен театральным практикам в библиотеках и школах, сотрудничеству любителей и профессионалов в театральных проектах. На фестивале прошли два показа спектаклей библиотечных театральных студий.
Эксперты фестиваля - Ирина Кудряшова, режиссер, сценарист, менеджер культурных проектов, театральный педагог, Виктория Красова, режиссер, театральный педагог, Полина Шатохина, иследовательница практик современного театра, конструктор социально ангажированных спектаклей и перформансов, театральный педагог.
Предлагаем вам познакомиться с их отзывами на спектакли и посмотреть видеозаписи показов.
«Беда от нежного сердца». Спектакль по одноименному водевилю Владимира Сологуба.
Театральная студия "Коллаборация" (г. Одоев, Одоевская межпоселенческая централизованная библиотечная система)
Ирина Кудряшова
Спектакль подкупает своей безыскусностью, искренностью. Отлично подобраны актеры на роли. Видно, что каждый персонаж проработан, у каждого есть индивидуальность и обаятельные черты. В данном случае обстоятельство, что артисты – не профессионалы, только добавляет очарования действу. Такой уютный домашний театр или театр единомышленников.
Главное достоинство спектакля в том, что зритель заражается тем удовольствием, с которым актеры делают свое дело.
Нужно отметить хороший темпоритм спектакля, компактность пьесы здесь подчеркивается лаконичными сценами.
Удачная находка – декламировать куплеты под музыку, не используя вокал, – это также способствует динамике действия.
Благодарность режиссеру спектакля – видно, что ее энергетика питает весь коллектив.
Советы режиссеру – не загружать пространство лишними предметами. Принимая во внимание, что спектакль игрался в непривычной обстановке, актерам было тесновато. Вполне можно отказаться от части мебели, от пианолы – они не «работали» как декорации и загромождали сцену. Хотя понятно, что актерам необходимы «подпорки» в виде простых действий, исполняемых в привычной меблировке.
Совет актерам – научиться существовать на сцене, даже когда он не произносят реплики и не выполняют задуманные сюжетом действия. Иногда читалась паника на лице главного героя, когда текст сказан, а следующая сцена медлит. Хотя было бы очень интересно за ним наблюдать, даже когда он молчал. Это отрабатывается тренировками, которые в театральной школе называют «упражнения на публичное одиночество». Ну или просто попробовать предложить актерам существовать на сцене в определенном состоянии без слов и действий.
Большое спасибо театральной студии! Так держать! Исследовать традиционный и новый театр!
Полина Шатохина
Хочу поблагодарить команду спектакля «Беда от нежного сердца» за любовь к театральному искусству и искренность. Видно, что все участники процесса получают большое удовольствие от нахождения на сцене.
Жаль, что в постановке были две не раскрытые героини. Хотелось бы напомнить, что ни один персонаж не появляется на сцене просто чтобы объявить выход другого или вынести графин с водой или постоять сбоку. Исторически, когда в России театр переживал своё становление и только осмыслял свою природу, существование ролей формата «кушать подано» было обосновано. Но когда возникло определение «психологический театр», пусть даже речь идёт о пьесе опереточного типа, каждый персонаж стал необычайно важен и его присутствие должно было отражать общий замысел также как и присутствие главных героев.
Ещё я хотела бы обратить внимание создателей на работу с костюмами. Желание надеть на исполнителей исторические наряды с одной стороны понятно, но с другой это очень коварная вещь. Современный человек не умеет носить исторический костюм, он ему не удобен. Также как исполнитель осваивает мотивы поступков героев, он должен осваивать неудобный костюм, научится в нем двигаться, знакомиться с нормами этики далекими от наших. Тогда внешний вид и движения не будут излишне комичными, выдающими современного человека.
Самым простым выходом может быть подбор «нейтральных» костюмов, не отсылающих к конкретной эпохе (и не спорящих друг с другом, что было в данной работе). Простые однотонные длинные юбки и блузы, мужские классические костюмы одного фасона, могут стать универсальными практически для любой исторической пьесы. А дополнения в виде деталей (шейные платки, украшения, сумки и т.д.) могут «окрашивать» и «говорить» о характерах героев и меняться от одной постановки к другой.
Спасибо за подаренные эмоции. Успехов вашей команде.
Виктория Красова
Хорошо сделанные характерные роли. После стало интересно пообщаться с актёрами в обычной жизни и оценить, насколько похожие на них самих им были даны роли. Потому что если это роли не по их природному характеру, то это невероятная и успешная работа.
Очень хорошо продуманные, обработанные, прожитые и яркие образы.
Всё хорошо по звуку и подаче голоса, всех было слышно. Быть зрителем такого спектакля очень приятно.
Как девушки в кринолинах уместились за такую маленькую ширму – это отдельная профессиональная магия.
Все актёры держали линию роли до конца, не прерывали действие, удерживали напряжение, шли чётко завязка-развитие-кульминация-спад-финал-главная мысль. Зритель полностью вместе с ними погружался в эту историю и переживал её. Очень здорово, что удалось сохранить лёгкость на протяжение всего спектакля, хотя там много сильных драматичных моментов, но все до последнего были в жанре и не утратили эту воздушность и магию.
И очень ценно, что у всех актёров и режиссёров есть любовь к своему делу и желание продолжать развиваться, творить и вытворять) именно благодаря этому и достигается мастерство и талант. Пусть ни в коем случае не останавливаются на достигнутом!
«О, Пётр Первый! Во всём ты первый». Театральная миниатюра.
Юмористические рассказы о великих делах Петра I и сцены придворной жизни эпохи первого российского императора.
Театральная студия «Грация и шпильки» (г. Чернь, Чернская межпоселенческая библиотека им. А. С. Пушкина).
Полина Шатохина
Прежде всего я хотела бы отметить юмор и легкость в работе «О, Пётр первый! Во всем ты первый». Здорово что команда была интонационно единой, и никто не выбивался, не тянул на себя одеяло. Это говорит о доверии к организатору творческого процесса - режиссёру, и соответственно о режиссерском доверии к исполнительницам.
Также мне очень отзывается то, что создательницы стремились показать исторических деятелей как живых людей и не рассматривали их из позиции «снизу вверх».
Для меня осталось загадкой, для чего женская команда выбрала предметом своего исследования и игры мужское политическое общество прошлого, которому и так не мало внимание уделяет школьная программа, кинематограф и т.д. Если это обаятельная критика патриархального влияния на развитие российской культуры, она не достаточно раскрыла альтернативное видение авторок. Если же наоборот, то мне не ясна цель создательниц.
Не было ли желания, отыскать в истории того же времени женщин первооткрывательниц и рассказать о их влиянии на развитие культуры нашей страны (они были, в том числе в Тульской области и о них то как раз говорят преступно мало)? Тогда и команда в каком-то смысле заступила бы на территорию открытий, провела интересную исследовательскую работу, отыскала малоизвестные материалы и сделала бы уникальный эскиз. Кроме того, у исполнительниц была бы возможность говорить и о себе самих, о тех проблемах, которые объединяют их с женщинами прошлого и это было бы полезно во всех отношениях.
Искренне желаю развития театральной студии «Грация и шпильки».
Виктория Красова
Всех было слышно и всех было видно. Часто такое бывает, когда любительские коллективы работают на новой площадке, тем более если она больше, чем «родная» сцена, звук подаётся слабо, зрителю плохо слышно спектакль, и актёры не успевают построится под размер площадки, из-за чего мизансцены теряют исходный рисунок. В постановке этого не было, все были на своих местах, никто никого не перекрыл, звук шёл хороший и шёл в зал. Постановку приятно было смотреть и слушать.
Очень красивые продуманные костюмы (особенно красивые были парики). Костюмы подобраны правильно в эпоху, что поддерживает верный исторический контекст.
Артисты не боятся выступать на публику, очень ярко себя показали. И никто не выключался из работы на сцене, все были вовлечены действием и активно взаимодействовали с партнёрами.
По жанру это скорее всего не театральная миниатюра, а театрализованное представление. Это даже целый огромный спектр жанров, но в постановке было много признаков, которые характерны именно театрализованному представлению: актёры резко переключаются на разные события жизни героев (сначала он строит Петербург, потом спустя несколько минут уже танцует на ассамблеях), приём узнаваемости музыки, чтобы активизировать аудиторию, активное и яркое актёрское существование на сцене, к тому же приём, что все мужские роли играют женщины очень органично вписывается. Это не плохо, на мой взгляд, это просто немного другой жанр, который как раз сейчас очень популярен. (как, например, трагедия и комедия)
Постановка оставила после себя приятные, исключительно положительные эмоции, подняла настроение. Было правда смешно, весело и задорно.
Сайт использует файлы cookie
Файлы cookie позволяют сохранять пользовательские данные и использовать их для аналитики на данном сайте и в аналитических системах, подключенных к данному сайту. Если Вы согласны, пожалуйста, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет, используйте приватный режим при работе с сайтом.