Новости комплекса

НОВОСТИ
Изучаем чтение и делимся опытом

РБИК представил результаты своего исследования по семейному чтению на всероссийском уровне.

 

21 марта на базе Российской государственной детской библиотеки состоялась V Научно-практическая лаборатория «Изучаем чтение: форматы и практики». Исследовательский опыт библиотек Тульской области представила Т.В. Бобкова, заведующий отделом методического обеспечения и проектного развития библиотек Тульской области.

Пятое юбилейное мероприятие традиционно было нацелено на обсуждение методов и проблем библиотечной исследовательской деятельности, обмен практическим опытом по изучению процесса чтения и читателей. Выступили специалисты, занимающиеся исследовательской деятельностью в области чтения из федеральных, региональных, муниципальных библиотек, библиотек учебных заведений и других организаций.

Региональный библиотечно-информационный комплекс второй год подряд проводит исследование «Современные тенденции семейного чтения», в котором активное участие принимают муниципальные библиотеки области, являясь непосредственными исполнителями и информационными агентами деятельности по изучению чтения в семьях Тульской области.

Первый блок исследования «Домашняя библиотека: за и против» был запущен в 2022 году, его первые результаты представлены в статье на  сайте РБИК, а подробно – в статье из сборника Российской национальной библиотеки по итогам Научно-практической конференции «Книга и чтение в зеркале социологии: XXI век» в 2022 году.

Второй блок исследования под названием «Совместное чтение – процесс увлекательный» проведен в 2023 году. Если говорить о его кратких итогах, то они следующие.

В исследовании участвовало 1703 семьи и 643 чел. детей и подростков из 12 районов Тульской области.

Процент семей, практикующих совместное чтение, составил чуть более 76%. Ответы детей это утверждение полностью подтверждают. При этом семейной традицией совместное чтение считают только в 58% семей, среди детей так считают почти 71% опрошенных.

Каждый день читают книги только 12% опрошенных семей и 6% детей.

Процесс совместного чтения представляет собой чтение взрослого ребенку согласно 58% ответов семей и 69% детей. Субъектами совместного чтения чаще всего являются мама и ребенок. Это подтвердили 48% респондентов-семей и 44% детей. Отрадно видеть, что чтение детей с папами и дедушками составляют неплохую долю ответов: суммарно 13% в ответах семей, 18% – у детей.

Еще один важный аспект исследования – книги для совместного чтения. Их выбор чаще всего совместный. Так показали 41% семей и 50% детей. То, что преимущественно это книги из библиотеки сказали 38% семей и 25% детей. Но не менее велико значение в этом процессе домашних библиотек.

Предпочтения в совместном чтении отдается бумажной книге у 85% опрошенных семей и 95% детей с разными по длине текстами для чтения как на один вечер, так и с продолжением – у 71% семей, 52% детей. А еще не забыты диафильмы как инструмент для совместного чтения в 4% семей, 1% детей подтвердили это. Родители чаще всего предлагают для совместного чтения свои любимые книги из детства (35%), ответы детей подтверждают этот факт (34%).

Творческое семейное чтение в семьях не распространено, но обсуждения проходят в 31% семей и 41% детей.

В 2024 году исследование продолжится третьим блоком «Круг чтения современной семьи».