В 2024 году в Тульской областной детской библиотеке продолжила работу лаборатория детского и подросткового чтения «#ЗнайЧитай» – совместный проект Министерства культуры РФ и Российской государственной детской библиотеки в рамках Национального проекта «Культура».
В январе были набраны новые группы для циклов «Загляни в историю письменности, или Откуда началась книга» и «Детский фольклор: читаем, играем, творим» (о том, как эти циклы реализовывались в прошлом году, можно прочитать в статье). Помимо этого, разработаны и другие программы: занятия для школьников «Буквенный цифирь, или Как люди записывали числа» и семейные литературно-творческие встречи «Жили-были…».
В историю письменности погрузились ученики ЦО № 27 и ЦО № 42. Они совершили виртуальное путешествие в доисторические времена, когда появились первые рисунки на стенах пещер (петроглифы), познакомились с пиктографическим письмом, возникшим на заре зарождения письменности в Месопотамии, у древних шумер, в Древнем Египте и других культурах, узнали секреты иероглифов и клинописи. Еще поговорили о финикийцах, в чьем алфавите впервые знаки соответствовали звукам, о древних греках, придумавших, как обозначать гласные, и о древних славянах и их азбуках: глаголице и кириллице.
Запомнить все интересные факты помогали различные интерактивные задания: проанализировать копии изображения Беломорских петроглифов, придумать рассказы по картинкам, отгадать пословицы и поговорки, дешифровать фразы, записанные пиктограммами, клинописью, только согласными буквами, с помощью критского слогового (силлабического) письма или глаголицы, сравнить греческий и славянский алфавиты и отыскать «греческие» буквы в кириллице. По отзывам, особенно участникам понравились мастер-классы по изготовлению своими руками петроглифа, клинописной таблички и буквы «А» в технике оригами.
К занятиям были подготовлены книжные выставки «Египет: земля тайн и загадок», «Эти загадочные шумеры», «Вечный город». С ними могли познакомиться все посетители библиотеки, для желающих проводились обзоры.
Одна из познавательных программ, опробованных в лаборатории в рамках «письменного» цикла, была повторена на Международной выставке-форуме «Россия» на ВДНХ и вызвала там большой интерес. Посетители узнали о необычных предметах и инструментах для письма, изготовили глиняную табличку со своим именем, попробовали, каково это – писать на бересте.
Другой цикл – семейные библиовстречи, посвященные детскому фольклору, – задействовал дошкольников и их родителей. Они успели познакомиться с несколькими жанрами детского фольклора, разгадать скороговорки по описанию или по иллюстрации, найти в текстах и на картинках небылицы, сыграть в игры «Чайничек с чашкой», «Быль иль небылица», «Паровозик», «Лисий хвост», смастерить «бусы Марусе» из макарон и лисичку с движущимися ногами из картона и цветной бумаги.
Новая программа «Жили-были…», рассчитанная на ту же целевую аудиторию, знакомила детей от 3 лет и их родителей с русскими народными сказками, подобранными в соответствии с календарем фольклорных дат и праздников. Так, за первые три месяца 2024 года читали русские героические сказки о богатырях и сказки о воде (волшебных морях, реках, озерах), сказки о зиме и о Масленице, сказки, одним из главных героев которых является Кощей Бессмертный. Помимо этого, на каждом занятии играли в подвижные и дидактические игры, делали пальчиковые упражнения, смотрели представления магнитного и пальчикового театров и мастерили поделки: картонный меч-кладенец, волшебную щуку из втулки и палочек от мороженого, зимнюю фигурку из ватных дисков, ларец Кощея в технике пластилинографии и румяный блинчик из ажурных салфеток. Конечно, постоянно обновлялись и тематические книжно-иллюстративные выставки.
Другая новая разработка – курс интерактивных мероприятий «Буквенный цифирь, или Как люди записывали числа» – ориентирована на школьников средних классов. Занятия проводились как для организованных групп, так и для тех, кто регистрировался индивидуально. В январе – марте всем желающим рассказали о первых системах счета, об истории счета на пальцах у разных народов, в том числе индейцев майя и таманаки, о шумерской и египетской нумерации, о материалах, на которых писали знаки, обозначающие числа. На практической части пробовали считать методом индейцев, расшифровывали числа, записанные клинописью и иероглифами, решали примеры на «глиняных табличках» и «папирусах», мастерили табличку «Кушим» и мини-книжку «Веселый счет на пальцах» из фетра, картона и липучек.
Краеведческая работа в рамках лаборатории уже традиционно велась по программе «Тулология». Входящие в нее мастер-классы и игры также были включены в программу Международной выставки-форума «Россия» на ВДНХ. В тульской интерактивной зоне гости выставки могли изготовить самовар из пластилина, сделать открытку с тульским пряником, раскрасить наклейки с брендами Тульской области, а также сыграть в уникальные настольные игры «Балалох. Говорим по-тульски» и «Библь. Узнай тульский край».
Другое краеведческое направление программы – цикл занятий, посвященных тульским музеям. Об экспозиции и уникальных экспонатах дома-музея В. В. Вересаева – единственной сохранившейся в Туле городской усадьбы – и мемориального музея создателя двухрядной хроматической гармоники Н. И. Белобородова успели поговорить за зиму и начало весны.
Помимо этого, продолжили знакомить детей и подростков с жизнью тульских оружейников. На этот раз не просто обратились к истории – быту оружейников в XVI–XIX веках, – но и организовали встречу со старейшим токарем Императорского тульского оружейного завода Владимиром Викторовичем Соиным. Он поделился воспоминаниями о том, как пришел на завод школьником и «заболел» токарным делом, рассказал о радостях и сложностях профессии токаря.
Также в течение всего времени работы лаборатории по ее пространству проводятся экскурсии, на которых гости библиотеки могут больше узнать о постоянных инсталляциях и наполнении интерактивных зон.
Сайт использует файлы cookie
Файлы cookie позволяют сохранять пользовательские данные и использовать их для аналитики на данном сайте и в аналитических системах, подключенных к данному сайту. Если Вы согласны, пожалуйста, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет, используйте приватный режим при работе с сайтом.