«Зинаида Серебрякова – одна из первых женщин-художниц. Искусствоведы отмечают, что она внесла удивительно чистую ноту в русское искусство.
Как человек она была настолько застенчивой и скромной, настолько простой, даже когда ее признали! Она была такой, вопреки тому, что выросла в знаменитой семье – семье трех поколений художников и архитекторов.
Ее искусство обладает удивительными чертами простоты и ясности – при удивительной классической высоте. Ее стиль искусствоведы определяют как неоклассицизм. Она вошла в искусство в то время, когда очень модны были увлечения различными формалистическими приемами, когда художники ставили своей задачей обновление изобразительного языка. Но Зинаида Серебрякова раз и навсегда для себя определила, что для неё главным мерилом таланта, творчества будет классическое искусство».
Это один из отрывков лекции ведущего специалиста отдела музейной педагогики Тульского музея изобразительных искусств Елены Рябовой. Лекция к 135-летию знаменитой художницы Серебряного века прошла в Клубе любителей живописи Тульской областной научной библиотеки 8 декабря.
Елена Николаевна читала лекцию впервые. Она пообещала, что повторит ее уже в стенах музея изобразительных искусств. Участники клуба задали Елене Рябовой вопросы и поблагодарили ее за интересный рассказ.
Под каждой фотографией – отрывок из лекции, посвященный данной картине.
За туалетом. Автопортрет. 1909 год
Это первая ее серьезная работа. Удивительно, что она писала ее для себя. Она вспоминала, что созданию этого автопортрета способствовали обстоятельства. Ее муж Борис уехал в командировку, и она осталась с детьми одна. Была зима. Намело много снега, выйти было невозможно. А утро оказалось очень солнечным, по-пушкински: «мороз и солнце». И она решила написать свой автопортрет.
Когда она его показала его дяде, знаменитому художнику Александру Бенуа, он сказал: «Она одарила русскую публику таким прекрасным даром, что нельзя ее не благодарить».
Эта картина произвела фурор. Художница привнесла в этот портрет ощущение радости и приятия этого мира. Это очень ценное качество, если учесть время, в которое был написана картина: время, когда в обществе и в художественных кругах было много диссонанса.
За завтраком (Другое название: «За обедом»), 1914 год
Одна из любимейших тем с самых первых лет творчества – ее дети. На протяжении всей своей жизни она обожала своих детей. Зинаида Серебрякова считается одних из лучших мастеров детского портрета, а известно, что детский портрет – очень сложный вид портрета.
Картина «За завтраком» стала классикой русского искусства. Здесь даже комментарии не нужны, настолько очаровательны эти трое ребятишек. Они сидят за столом, покрытом скатертью; прекрасно изображен натюрморт, выбран интересный ракурс – точка зрения сверху. Трогательно сопоставлены ручка Таты и рука бабушки, разливающей суп.
Зинаида Серебрякова будет писать своих детей на протяжении всего времени, пока она будет с ними.
Баня. 1913 год
Зинаида Серебрякова была наследницей классических традиций западноевропейского искусства. Одним из ее любимых жанров был ню. Многие ее современники сетовали на то, что в годы Серебряного века среди художников утрачен культ красивого человеческого тела. Они призывали вернуться к этой традиции. Одной из первых это сделала Зинаида Серебрякова.
Баня – только повод для создания такой картины. Здесь нет деталей, которые могли быть характерны для бытового жанра, скажем, пара, влажного воздуха; условно передан фон. Художницу интересует красота, пластичность, выразительность человеческого тела. Женщин в бане она показывает в разных поворотах, и стоя, и сидя. Красив ритм, красива линия, красивы сами женщины, их лица. Конечно, она их немного идеализирует.
Жатва. 1915 год
В 1914 году Серебрякова совершает поездку в Италию. Здесь она открывает для себя высокий мир искусства эпохи Возрождения. Она ходит по музеям, она копирует картины. Для нее это очень важный этап. Вернувшись домой, она пишет картину «Жатва». Художница все время памятует о своем кумире Венецианове, о его желании возвысить простого человека. Она показывает своих героинь с такой же любовью, с таким же уважением, показывает их удивительное человеческое достоинство. Она не изнуренными их показывает – она показывает их стать, красоту. Мы не найдем в работах Зинаиды Серебряковой тонкого психологизма, она совсем к этому не стремилась. Для нее важна выразительность и красота целого.
Серебрякова любила изображать своих крестьян. Когда она вынуждена была уехать из родного Нескучного, она сокрушалась о том, что не сможет больше писать их. И именно знакомые ей крестьяне предупредили Зинаиду в начале революции о том, что крестьяне других имений собираются разгромить поместье.
Большие балерины. Балет Ц. Пуни "Дочь Фараона", 1922
Зинаида Серебрякова создала целую серию картин, посвященных балету. Серию, ничуть не уступающую работам импрессиониста Эдгара Дега. Что интересно: внутреннее родство любимого ею Дега и Зинаиды в том, что они больше любили закулисье. Ни одной работы она не посвятила непосредственно спектаклю. В данной работе она показывает волнение, воодушевление танцовщиц, которые готовятся к выходу на сцену. Волшебство балета, красота его переживается самими артистками даже в гримерной. Здесь много динамики, сложных ракурсов и поворотов. Она пишет всё это с любовью.
Марокканка в белом. 1928 год
В надежде на получение заказов, в 1923 году Зинаида Серебрякова поехала в Париж. Она не планировала оставаться там долго, но вышло так, что на родину она больше не вернулась.
В 1928 году Зинаида Серебрякова совершила путешествие в Северную Африку, в Марокко. По воспоминаниям ее дочери Татьяны, художница забыла на время свои неприятности, она бродила по улицам и рисовала, рисовала…В этот период она работала буквально молниеносно, поскольку позировать почти никто не соглашался. Больше, чем тридцать минут, она не трудилась ни над одним портретом. При этом каждый из них – законченное произведение искусства.
Автопортрет. 1956 год
Этот автопортрет находится в собрании Тульского музея изобразительных искусств. Он написан за 11 лет до своей смерти. Здесь художница изображена с неизменной улыбкой. Несмотря на многие сложности ее жизни, Зинаиду Серебрякову всё равно можно было назвать счастливой. Рядом было двое из четырех её любимых детей, после лет забвения она стала востребована, устраивались ее выставки, были заказы. Она перешагнула порог бедности и безвестности.
Сайт использует файлы cookie
Файлы cookie позволяют сохранять пользовательские данные и использовать их для аналитики на данном сайте и в аналитических системах, подключенных к данному сайту. Если Вы согласны, пожалуйста, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет, используйте приватный режим при работе с сайтом.