В Клубе любителей живописи состоялась лекция о выдающемся художнике XVI века Якопо Бассано (1510-1592). Лекцию прочитала постоянная ведущая клуба любителей живописи, музейный педагог, старший научный сотрудник Тульского областного художественного музея Елена Рябова.
Отличительная черта лекций Елены Рябовой – умение познакомить слушателей не только с творчеством и биографией того или иного художника, но и представить эпоху, в которую он жил, проследить, почему он создавал произведения именно на эти темы и именно в этом стиле. Какое место занимал художник среди коллег? Как относились к нему современники? Об этом тоже рассказывает Елена Николаевна.
Вот и в лекции о Якопо Бассано Елене Рябовой удалось показать слушателям эпоху «великих венецианцев», к которым относился герой лекции. Бассано предстал перед членами клуба как живой и ищущий человек. Родившись в небольшом городе на Севере Италии Бассано дель Граппа (так он именуется сегодня), Якопо был, в сущности, только вторым поколением интеллигенции в тех краях. И, даже побывав в Венеции и обучившись там, Якопо предпочел вернуться в родной город и отдать себя служению ему, расписывая местные церкви и создавая собственную творческую школу.
На многочисленных примерах работ Бассано Елена Рябова показала его художником сомневающимся, впитывающим новые веяния и пробующим их в своей живописи. Действительно, в одних работах слушатели проследили черты маньеризма, тогда как в других есть реалистичные детали, художник буквально изобразил всё так, как «бывает в жизни». Поскольку большинство работ Бассано – это картины на религиозные темы, Елена Николаевна напомнила слушателям и эти сюжеты.
Якопо Бассано дожил до глубокой старости и основал собственную художественную школу, которой руководили его сыновья. И вот тут начинается самое интересное. Дело в том, что в Тульском музее изобразительных искусств находится серия картин «Двенадцать месяцев» работы как раз сына Якопо Бассано Леандро. При этом родоначальник художественной династии тоже принимал участие в разработке идеи этой серии. К сожалению для туляков, в нашем музее висят лишь копии. Их ценность ниже, чем у оригиналов, но сделаны они в мастерской Бассано, в ту самую эпоху, когда жил Леандро. Правда, есть у туляков и преимущество: оригиналов-то осталось только 10 и находятся они в двух разных музеях! А еще они были обрезаны, чтобы подходить под некие стандарты, одна картина даже разрезана пополам! С этой точки зрения Тульский музей изобразительных искусств владеет уникальной коллекцией. Она интересна не только с художественной, но и с исторической стороны: внимательно рассмотрев работы, можно узнать о быте европейцев начала XVII века.
Елена Николаевна Рябова рассказала, что собирается повторить свою лекцию, посвященную семье Бассано, в художественном музее. А в Тульской областной научной библиотеке следующая ее лекция состоится в апреле в рамках акции «Библионочь». Она будет посвящена Болонской школе живописи.
Все занятия в Клубе любителей живописи бесплатны. Следите за афишей!
Зал в Тульском музее изобразительных искусств, где экспонируется серия "Двенадцать месяцев"
Сайт использует файлы cookie
Файлы cookie позволяют сохранять пользовательские данные и использовать их для аналитики на данном сайте и в аналитических системах, подключенных к данному сайту. Если Вы согласны, пожалуйста, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет, используйте приватный режим при работе с сайтом.